Украина не единственное государство, перед которым возникла проблема хранения и утилизации мусора. Чтобы максимально обезопасить окружающую среду большинство европейских стран уделяет этому вопросу большое внимание, постепенно отказываясь от хранения отходов на полигонах и внедряя программы сжигания и переработки.
Наша страна, только начала разрабатывать подобные программы, ведь большинство полигонов на сегодняшний день не отвечает санитарным нормам. О том, какие трудности возникают при внедрении новой системы сбора, хранения и утилизации мусора, корреспондент «ГолосUA» говорил с экспертом по вопросам децентрализации проекта DESPRO Вячеславом Сороковским. 

" /> В. Сороковский: «Отказ от хранения мусора на полигонах - необходимый для Украины шаг»
08.05.2012

В. Сороковский: «Отказ от хранения мусора на полигонах - необходимый для Украины шаг»

Украина не единственное государство, перед которым возникла проблема хранения и утилизации мусора. Чтобы максимально обезопасить окружающую среду большинство европейских стран уделяет этому вопросу большое внимание, постепенно отказываясь от хранения отходов на полигонах и внедряя программы сжигания и переработки.
Наша страна, только начала разрабатывать подобные программы, ведь большинство полигонов на сегодняшний день не отвечает санитарным нормам. О том, какие трудности возникают при внедрении новой системы сбора, хранения и утилизации мусора, корреспондент «ГолосUA» говорил с экспертом по вопросам децентрализации проекта DESPRO Вячеславом Сороковским. 

- Господин Сороковский, относительно полигонов, насколько сегодня угрожающая ситуация с хранением на них мусор?


- Мне трудно говорить в масштабах Украины, но по данным профильного министерства, примерно 5% от всех существующих полигонов полностью исчерпали свои ресурсы. Еще 16% не отвечают санитарным и экологическим нормам.


Дело в том, что в Украине полигоны остаются главным способом обращения с твердыми бытовыми отходами, а также теми отходами, которые невозможно переработать.Ситуация с полигонами сложная, но и надлежащей альтернативы пока нет. Можно было бы говорить о сжигании, но это очень дорогостоящие технологии, они не могут внедряться быстро и на них нужны ресурсы.


Наша программа рассчитана на иной подход. Например, тот же Тульчин, где на замену почти заполненному существующему полигону строиться новый. Сейчас мы консультируем наших тульчинских партнеров, чтобы новый полигон полностью отвечал всем нормам и требованиям. Мусор, который будет там захорониваться, не должно загрязнять окружающую среду. Параллельно будет проводиться раздельный сбор отходов и єто поможет увеличить жизненный цикл свалок.


- Почему объектом вашего пилотного проекта стал именно Тульчин? Почему программа не внедряется сразу в нескольких городах и регионах?


- С этим регионом мы работаем не первый год по различным вопросам, например - водоснабжение. Учитывая это сотрудничество, власть обратилась к нам с просьбой помочь в разработке проекта в сфере твердых бытовых отходов. Мы приняли решение не только создать такую ​систему, но и на ее базе внедрить новые подходы. Более того в Тульчине не нужно было все начинать с нуля, ведь система сбора, вывоза и захоронения отходов там уже существовала.


- Если ваша программа зарекомендует себя в Тульчине, будут ли подобные проекты вводиться по всем городам Украины?


- Идея нашего проекта - продемонстрировать Украине возможности улучшения предоставления услуг. В этом случае услуг, связанных с обращением с твердыми бытовыми отходами. Конечно мы заинтересованы в том, чтобы этот проект был успешен. Если мы добьемся успеха в очерченных сейчас пределах, а затем в случае распространения на всю Винницкую область, мы получим и финансовую поддержку проекта. То есть мы получим муниципальную модель поведения в сфере захоронения отходов. Сейчас трудно говорить о распространении на территорию всей Украины, поскольку наш проект имеет определенные ограничения. Однако профильное министерство может помочь распространению проекта.


Другое дело ресурсы, поскольку идея состоит в том, чтобы опираться на существующие ресурсы в регионе. Если какая-то территория заинтересовалась такой системой, мы могли бы передать технологию доступа, а регион искал бы финансы. Это может быть местный, государственный бюджет, грантовые программы, инвесторы, в зависимости от того, что с технической точки зрения будет сделано в районе. Я имею в виду тот факт, что каждый регион имеет свою ситуацию.


- Возможно, есть конкретные цифры стоимости внедрения этой программы в Украине?


- Мы не ведем подобные подсчеты, но по данным министерства, это примерно 160 миллиардов гривен. Однако эта цифра касается не только реализации такой модели, но и всех улучшений в системе обращения с ТБО в Украине - сортировочные станции, мусороперерабатывающие центры, утилизация. Я отмечу и то, что поиск финансирования - это не только министерская задача, но и вопросы, которые должно решать местное самоуправление.


- Сколько времени необходимо, чтобы эта система начала работать в Украине?


- Это процесс, даже не одного десятилетия. Примерно в 70 годы в Швейцарии, начали строить первые мусоросжигательные заводы, а полностью они отказались от захоронения на полигонах в 2000 году. То есть 20-30 лет понадобилось на внедрение новой системы и все это время там существовали параллельно две - сжигание и захоронение.


В Германии отказались от полигонирования только в 2005 году при том, что определенные улучшения там ощутили еще в 80-х годах. Таким образом, следует признать, что это длительный процесс и Украина не сможет ускорить его.


- Будут предусмотрены какие-то штрафы за несоблюдение новых правил, ведь, например, в Европе накладывают серьезные взыскания за нарушения в этой сфере?


- Здесь две стороны проблемы. Справедливо ли наказывать человека за то, что он выбрасывает где-то в овраг отходы, учитывая, что в его местности не разработана и не действует система сбора отходов. Якобы человек загрязняет окружающую среду и должен выплатить определенный штраф, но в ситуации, когда отсутствует альтернатива, будет ли это справедливым? В подавляющем количестве населенных пунктов, особенно в сельской местности такой системы нет.


Необходимо также напомнить, что система штрафов существует и сейчас, однако применить ее очень сложно. Например, чтобы работник милиции мог наложить на человека штраф, он должен поймать его в момент совершения правонарушения, зафиксировать это, написать протокол. Правонарушитель должен подписать протокол, если отказался - необходимы два свидетеля. Это очень сложная процедура.


Есть другой подход. Если есть коммунальное предприятие, то оно обязано составить соглашение на сбор, вывоз отходов. К сожалению, эта норма сейчас в Украине недостаточно четко прописана и привлечь к ответственности за отсутствие такого договора трудно. Сейчас есть инициатива, на законодательном уровне, ввести среди прочих мер и наложение штрафа за отсутствие такого договора. Так предлагается за первое нарушение налагать штраф в размере 85-150 гривен, за второе нарушение 850 гривен. Таким образом есть средства воздействия, но должна действовать вся система.