Оксана Гарнець
03.10.2011

Самоуправление по-швейцарски отлично работает в Украине

Административно-территориальное устройство Украины базируется еще на советской модели управления. У нас жесткая централизация власти, решения принимаются без учета мнения граждан, хотя они от этих решений зависят. В стране не обеспечивается полноценное делегирование полномочий от центра к органам местного самоуправления.
Это не жизнь
Обычное дело, когда предприниматель по той или иной причине обращается в органы власти для получения административных услуг. Но отечественная государственная система на всех уровнях явно не ориентируется на клиента. Говоря “клиент”, я подразумеваю не только предпринимателей, но и обычных граждан, которые в общении с государственными администрациями почти всегда выступают в роли просителей, бьющих челом. Как и в советские времена, предоставление публичных услуг в нашей стране крайне осложнено и, как теперь принято говорить, непрозрачно. Например, законодательством собственность на землю может быть закреплена за сельсоветом, смена ее целевого назначения находится в компетенции райсовета, но фактически все решается в райгосадминистрации. Еще несколько лет такого “рынка” без децентрализации и реформ региональной политики и административно-территориального устройства — и Украину ждет участь отстающих стран Латинской Америки.
Наши перспективы — неконкурентное производство, неконтролируемая торговля, разросшаяся до неуправляемых размеров столица, вокруг которой будут заброшенные населенные пункты. Если Украина хочет остаться страной и двигаться вперед, то у нее нет иного пути, кроме проведения реформ.
Что, где, когда?
О децентрализации (а это означает развитие регионов, реформу местного самоуправления и административно-территориального устройства) говорят все чаще. Радует, что уже не только на экспертном уровне, но и на уровне руководства страны. Полагаю, не в последнюю очередь потому, что все труднее содержать и контролировать госаппарат, наделенный разнообразнейшими полномочиями и задачами, вплоть до контроля за ценами на бензин и гречку.
Многие страны прошли похожий путь реформ (например, Польша, Словакия), но, думаю, у Украины он будет как всегда уникальный, хотя и с учетом зарубежного опыта.
Швейцарская конфедерация, несмотря на свои небольшие размеры, имеет репутацию максимально децентрализованного государства с сильнейшими традициями местного самоуправления.
Швейцария является федеративной парламентской республикой с четырьмя официальными языками, хотя население этой страны составляет менее восьми миллионов человек.
Поскольку я руковожу украинско-швейцарским проектом в рамках развития местного самоуправления, попытаюсь объяснить, чем опыт этой маленькой страны может быть полезен Украине.
В Швейцарии решения принимаются на трех уровнях: а) местном, когда эта роль отведена собраниям граждан и органов местного самоуправления; б) уровне кантона (региональном), где ее выполняют парламент и исполнительный орган кантона или, опять же, собрания граждан; с) уровне страны — здесь слово за двухпалатным федеральным парламентом, федеральным правительством или за гражданами.
Проблемы решаются на том уровне, на котором они возникают. Для этого имеются соответствующие децентрализованные финансовые ресурсы, потому что собранные налоги в основном остаются на местном уровне.
Похожие модели взаимодействия сельских общин с местной властью мы пытаемся внедрить в Украине. Пока в трех регионах —Винницкой, Сумской областях и Автономной Республике Крым. Учитывая финансовое состояние местных бюджетов и населения, мы помогаем в реализации таких проектов на условиях совместного финансирования. Так, мы сосредоточились на секторе водоснабжения — одном из важнейших для нормальной жизни. Причем цель этих проектов была двоякой. С одной стороны — восстановить систему водоснабжения в конкретном селе. С другой — посредством создания водопровода помочь сформировать активную общину, имеющую адекватное представление о системе публичных услуг в целом. Объединив наши ресурсы, средства местного бюджета и общины, мы показываем, как построить собственный водопровод.
Далее учим, как управлять этим водопроводом, формировать экономически обоснованные тарифы, налаживать его устойчивую работу. Отмечу, что люди готовы реализовывать проекты на благо своей общины, способствуя ее социальному и экономическому развитию. Этот процесс можно назвать “социальной мобилизацией”.
Так, небольшие местные проекты из обычных, инфраструктурных превращаются в социально-экономические и оказывают существенное влияние на развитие общин. Решив проблемы водоснабжения в конкретных селах, общины предпринимают дальнейшие шаги, направленные на улучшение качества жизни.
Это и освещение улиц, и обустройство фельдшерско-акушерского пункта, и вывоз мусора. Например, в поселке Дашев Винницкой области после успешной организации водоснабжения община реализовала собственный проект уличного освещения нескольких улиц. И это уже без донорской помощи!
Объединение усилий для решения проблем населенного пункта — это катализатор, запускающий механизм формирования самодостаточности в общине. Повышается ее способность к взаимодействию не только с местной властью, но и со всеми, кто заинтересован в развитии региона, включая бизнес. А это свидетельствует об увеличении инвестиционной привлекательности населенного пункта. Если же соседние села
подхватят подобные инициативы, то улучшится инвестиционный климат всего региона.
Анализ полученных результатов показывает, что при определенных условиях “швейцарские” модели прекрасно работают у нас. И миф о том, что менталитет украинцев во многом строится на принципе “моя хата с краю, ничего не знаю”, развеивается. Для людей, принимающих решения о судьбе реформ на национальном уровне, наш опыт должен стать сигналом. Не надо бояться, что на местах не готовы взять на себя ответственность. Готовы! Необходимо только поддержать их законодательно и институционально.
Досье БИЗНЕСа
Оксана Гарнец, руководитель швейцарско-украинского проекта “Поддержка децентрализации в Украине” DESPRO
Родилась: 16 августа 1950 г. в г.Киеве.
Образование: Киевский государственный педагогический институт им.Горького (сейчас — Национальный педагогический университет
им.М.П.Драгоманова), факультет физики и математики (1972 г.); аспирантура Научно-исследовательского института психологии УССР
(1974-1976 г.); кандидат психологических наук (1980 г.); докторантура Института психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины (2000 г.).
Карьера: 1983-1987 гг. — референт заместителя председателя исполкома Киевского городского совета народных депутатов; 1987-1992
гг. — старший научный сотрудник, руководитель исследовательской группы Института психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины;
1992-2000 гг. — координатор программы ЮНЕСКО-Чернобыль; 2000-2004 гг. — менеджер Чернобыльской программы возрождения и
развития Программы развития Организации Объединенных Наций; 2004-2008 гг. — менеджер Молодежного проекта Программы
развития ООН; с 2008 г. — руководитель швейцарско-украинского проекта “Поддержка децентрализации в Украине” DESPRO.
Семейное положение: не замужем, есть сын.
Увлечения: литература, живопись, театр, кинематограф, музыка, путешествия.